Екатерина Кибовская: «Среди современных художников будут свои Серовы, Коровины и Верещагины»
Екатерина Кибовская — руководитель Дирекции по специальным проектам и развитию РОСИЗО, комиссар Московской международной биеннале молодого искусства.
— Екатерина, вы занимаетесь биеннале с 2015 года, и это было первым важным делом, за которое вы взялись после череды не менее важных дел в Парке Горького, так?
— Этим летом состоялась уже VI Московская международная биеннале молодого искусства. Мы проводим её совместно с РОСИЗО и Московским музеем современного искусства – это беспрецедентно, потому что два музея не конкурируют, а помогают друг другу. Мы гордимся тем, что объединяем людей. И я говорю «мы», потому что сама являюсь лишь частью большой команды. Моя задача — сделать так, чтобы эта сложная система работала.
Но я, конечно же, не одна – в проекте задействованы и кураторы, и художники. Вместе со мной работают директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и генеральный директор РОСИЗО Сергей Перов – все мы вкладываемся в биеннале. Выставки проходят раз в два года, и между ними мы усиленно трудимся всей командой, чтобы новая биеннале стала лучше предыдущей.
— Биеннале одновременно проходит на нескольких площадках?
— Да, в этом году у нас было пятьдесят выставочных проектов и ещё десять образовательных – это масштабное мероприятие. Кроме РОСИЗО и Музея современного искусства нас поддерживает Министерство культуры, за что мы им очень благодарны.
— Какие изменения произошли в биеннале после того, как к ней присоединились вы?
— Похоже, нам удалось добиться главного — нас стали узнавать на международном уровне. В нашей биеннале участвуют художники из Исландии и Эквадора. Многие из них никогда бы не приехали в Москву, если бы не наш проект. В то время как кураторы других выставок приглашают своих друзей и знакомых, мы проводим открытый приём заявок. Обычно мы получаем около двух тысяч писем от желающих, и куратору нужно выбрать из этого многообразия всего 50-60 человек. А вот самого куратора выбирает наш экспертный совет. Так у нас выстраивается целая система, которая не позволяет протолкнуть на выставку любимчиков. По сути, мы проводим соревнование. На телевидении сейчас много конкурсов, и наш очень на них похож – только мы поддерживаем визуальное искусство.
— И в первую очередь — молодое визуальное искусство?
— Да, у нас есть ограничение по возрасту для участников – 35 лет. Меня часто спрашивают: «Почему я не могу участвовать, если мне 70, но я молод душой?» И это правильный вопрос. Я сама за то, чтобы условности не были такими буквальными, но есть масса других выставок, где человек подобного возраста может реализовать себя. В этом году возрастной ценз коснулся и организаторов: нашему куратору из Италии было 27 лет, и это самый молодой куратор биеннале за всю её историю. Но со слишком юными творцами мы тоже стараемся не работать – желательно, чтобы человеку исполнилось хотя бы восемнадцать. Были случаи, когда работы на конкурс присылали подростки, а затем оказывалось, что это произведения их родителей.
— Есть ли художники, которых вы открыли и которые теперь продолжают творческий путь благодаря биеннале?
— Этим летом мы добились очень хорошего результата: несколько художников сразу после биеннале попали на выставку «Здесь и сейчас» в Манеже. Туда пригласили, например, Илью Гришаева — талантливого художника из Перми, который рисует и углём, и грифелем. На протяжении нескольких дней выставки он создавал свои картины прямо в Манеже и запомнился многим гостям, а открыли его именно мы. То же самое с Еленой Артеменко: после биеннале мне позвонили с одного известного телеканала и попросили её контакты для сотрудничества. Я счастлива, когда благодаря нам художники строят свою карьеру, – пожалуй, это наша главная победа.
— Вы также отвечаете за национальную премию в области современного искусства «Инновация». Можете подробнее рассказать о ней?
— «Инновация» — очень популярное в последнее время слово. Многим кажется, что оно связано только с гаджетами или технологиями будущего, но инновации близки и нам: всё новое в искусстве завтра станет классикой. Когда мне поручили организацию премии «Инновация», она должна была состояться уже в двенадцатый раз, но мне предстояло полностью переделать её формат. И тогда мы с командой художников и кураторов отказались от классического сценария награждения победителей: у нас нет ведущих, нет девочек, выносящих цветы, нет женщин в длинных красных платьях и подтанцовки на фоне. Да и саму церемонию мы проводим в самых неожиданных местах.
Первый раз она прошла в Московском планетарии: вместо экрана мы использовали купол со звёздным небом, а вместо ведущего – лазерную робо-руку, которая светом указывала на гостей. В этом году действие проходило в зрительном зале Театра Наций: мы много общались с публикой, а операторы ходили между рядами и крупным планом снимали номинантов. Мне как-то сказали, что если бы существовала премия за лучшую церемонию, то её получили бы мы, потому что исключили все ненужные и неловкие моменты. Нашим лауреатам не нужно подниматься на сцену и читать длинную речь, сбиваясь и чувствуя себя неуютно: победив, они уже заявили о себе. Но вместе со статусом лауреатов премии мы даём им и значительную финансовую поддержку. Министерство культуры выделяет в призовой фонд в три миллиона рублей, которые делятся в шести номинациях. А для художника пятьсот тысяч, поверьте мне, очень большие деньги.
— А выставка номинантов премии «Инновация», если я не ошибаюсь, проходила в Российской государственной библиотеке?
— Это называется интервенция – в библиотеке мы построили выставку. И этот формат — опять же, инновационный — привлёк огромное внимание, как позитивное, так и негативное. Многие были настроены консервативно и наотрез отказывались принимать картины в библиотечном пространстве. Но были и совершенно восторженные отзывы: нас хвалили за то, что мы буквально раскачали такое традиционное место.
Самое интересное, что мы нашли там книги, которые идейно подкрепляли концепции, с которыми работали художники, и задействовали их в выставке. Но теперь мы задумались: нужно ли и дальше упражняться в оригинальности и устраивать экспозиции в бомбоубежищах или же должны больше работать над поиском глубоких смыслов в искусстве?
— К слову о негативной реакции на современное искусство: почему она возникает? Люди не понимают его и потому боятся?
— Это хороший вопрос. Люди действительно боятся современного искусства. Мне кажется, всё неизведанное вызывает либо любознательность, либо страх. И наша задача – объяснять, что новое нужно сначала рассмотреть и попробовать. Да, оно может не понравиться на первый взгляд, но совсем открещиваться от него не стоит. Все художники, которых сейчас называют классиками, в своё время были авангардистами. Они были настолько неординарны для своей эпохи, что их не принимали, но именно они изменили мир. Ван-Гог, Сезанн, Модильяни и Гоген были экспериментаторами. А наши великие коллекционеры Третьяков, Морозов и Щукин собирали работы молодых и на тот момент никому не известных авторов. Поэтому мы уверены, что среди тех художников, которых мы выбираем сейчас, будут свои Серовы, Коровины и Верещагины.
— Поговорим о РОСИЗО. Он был основан ещё в 1959 году – получается, что скоро у него юбилей?
— Действительно, РОСИЗО уже почти 60 лет. И это уникальная платформа: с одной стороны, мы занимаемся выставочной деятельностью, а с другой — делаем то, чего простые люди не видят. У нас нет такой музейной площадки, как у Третьяковки или Пушкинского. Только недавно к РОСИЗО присоединили Государственный центр современного искусства, и у нас появились выставочные стены. Прежде мы выступали лишь оператором экспозиций. По сути, мы посредники между Министерством культуры и музеями, который, кроме всего прочего, занимается образовательными инициативами.
— Как раз хотела об этом спросить. Вы проводите курс «О главном в современном искусстве». Он уже стартовал в сентябре, к нему ещё можно присоединиться?
— Это можно сделать в любой момент до конца года. Курс курирует Антонио Джеуза – итальянец по происхождению, он восхитительно говорит на русском языке. Я всем советую присоединиться к этому курсу, потому что Антонио очень большой эрудит и даёт отличную базу для понимания современного искусства. Вообще все наши сотрудники постоянно учатся и познают новое.
Недавно мы провели передвижной симпозиум «Немосква», в котором множество историков искусства сели в поезд и поехали по Транссибирской магистрали. Они выходили на каждой станции, знакомились с местным населением и изучали локальные галереи и музеи. И это лишь один из множества глобальных проектов РОСИЗО.
— Многие могут не знать, что на протяжении нескольких лет вы занимали ещё и должность креативного директора Парка Горького. Удаётся ли вам сейчас бывать там, и не скучаете ли вы по этому месту?
— Это была «работа по любви»: мы приходили в 10 утра, а уходили в 12 ночи. В 2011 году я вернулась в Москву из Нью-Йорка, где жила четыре года, и на следующий же день вышла на работу в Парк Горького. Для меня он был родным домом: там я училась, проводила все выходные, каталась на коньках – буквально жила в парке. Но я не скучаю. Всё, что я могла отдать, я отдала. И всё, что Парк мог дать мне, я тоже уже получила. Сейчас я занимаюсь тем, что мне ближе и важнее.
— Вы упомянули Нью-Йорк: вы ведь не просто так жили там. Окончив с отличием журфак МГУ, вы занимались выставочными проектами и были автором фэшн-колонок. Не жалеете, что оставили это?
— Всё, что вы перечислили, — этапы моего становления, но я до сих пор нахожусь в развитии и всё ещё учусь. Современное искусство и вся современная культура постоянно питают меня, я не чувствую, что достигла какого-то карьерного тупика. Порой человек, добиваясь определённого успеха, не знает, что ему делать дальше. А я просто получаю удовольствие от общения с талантливыми людьми: из индустрии моды, как в Америке, из архитектуры и урбанистики, как в Парке Горького, или из современного искусства, как сейчас в РОСИЗО. Мне кажется, эти сферы едины, и объединяет их талант.
— В вашей жизни остаётся время и на личную жизнь, и на досуг. Вы ведь занимаетесь танцами и цигун?
— Я действительно постоянно пробую разные виды оздоровительных практик: чтобы оставаться в хорошем ментальном состоянии, необходимо поддерживать себя физически. На днях я прочла гениальную книгу американского нейробиолога Венди Сузуки «Странная девочка, которая влюбилась в мозг» и настоятельно её всем рекомендую. Автор доказывает, что занятия физкультурой значительно повышают работоспособность, мотивируют и улучшают качество когнитивных способностей. Поэтому чем больше я работаю, тем больше нуждаюсь в физической нагрузке. Сейчас я выбрала пилатес и цигун.
— Большое спасибо за эфир! Желаем процветания и биеннале, и премии “Инновация”, и РОСИЗО, и всем вашим будущим проектам. Всегда рады видеть вас в гостях!
Телерадиоканал Страна FM!
- на частоте 89.9 в Москве, 102.0 в Санкт-Петербурге
- в мобильном приложении Страна FM для смартфонов
- на 742-й кнопке «ТриколорТВ»
- в онлайн-трансляции на нашем сайте в разделе «Телеканал»
СТРАНА FM